Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Одесса нуждается в комплексной берегозащите…. А пока сползает в море…

Этот факт ни для кого из жителей города не является открытием. Оползни явление частое. Самые известные в истории старой Одессы —  1918 года на Ланжероне, уничтоживший улицу Черноморскую, серия оползней в районе дачи Маразли и санатория имени Чкалова, продолжавшихся там до начала 1960-х, и знаменитый оползень на 13-й станции Фонтана 1956 г., после которого пришлось переносить линию трамвая.

 Очередной масштабный оползень в районе Мемориального парка героической обороны Одессы 411-й батареи произошел в середине мая. Чудом обошлось без жертв и разрушений. Часть приморского склона длиной около 20 и шириной в 60 метров сползла вниз. Под угрозой обрушения оказались стоящие над склоном дачи и частные дома. По словам местных жителей, накануне рабочие высыпали на склон из грузовиков землю и ровняли ее бульдозером, под усиленной нагрузкой склон не выдержал и пошел вниз. «Действительно, неустановленные лица отсыпали грунт на склоны. В результате под собственным весом произошла усадка грунта…»,  — констатировал заместитель начальника управления инженерной защиты территории города и развития побережья Одесского городского совета Виталий Парфенов. В мэрии заверили, что проблему данного оползня решит строительная компания, которая и возводит новый жилой и коттеджный комплекс напротив мемориала.

В то же время в Одессе есть опыт создания берегоукрепительных сооружений. В прошлом веке именно в нашем городе сделали самую мощную и самую дорогую на то время в мире систему берегоукрепительных сооружений от Ланжерона до Большого Фонтана.  Опасность обрушения склонов была ликвидирована их уполаживанием — крутые обрывы срезали и устроили пологие склоны с террасами.  Их удалось превратить в полноценный парк и, заодно, использовать деревья как дополнительный фактор берегоукрепления.

А вот со склонами от Аркадии до Большого Фонтана получилось хуже — их сделали слишком крутыми. Тогда против среза выступили владельцы приусадебных участков и руководство расположенных там санаториев и баз отдыха.

Опасность перенасыщения грунта водой попытались ликвидировать созданием двух систем дренажа. Для отвода поверхностных стоков после сильных дождей проложили целую систему лотков, водостоков и т.п. сооружений. А для стока подземных вод соорудили по технологиям метростроя длинные галереи, которые перехватывали воду, текущую в известняках, а сверху в них по системе вертикальных фильтроскважин стекала вода из вышележащих суглинков. А затем эта вода уходила в море через штольни и специальные водосбросы.

В последние 10-15 лет побережье Одессы изменилось до неузнаваемости. Практически все склоны застроены высотками.  К примеру, некогда зеленая Аркадия превратилась в каменные джунгли. Некоторые дома, как вынуждены были признать специалисты, стоят на сваях, которые забиты в штольни той старой водоотводной системы. Одесский водопровод, вопреки заверениям частников, за последние 10 лет так и не был кардинально усовершенствован. Вода в дома одесситов протекает по ржавым, побитым «в решето» трубам. Все это способствует повышению уровня подпочвенных вод.

Помимо этого, дает о себе знать и гигантский подводный карьер. Как рассказал в одном из интервью инженер НИИ «Черноморниипроект» Владимир Кузнецов, который изучает оползневые процессы на побережье с 1964 года, для строительства Ильичевского порта был нужен песок. Тогда ничего другого не придумали, как открыть подводный карьер для его добычи. На морском дне была сделана большая выемка, в результате резко активизировались оползни от Ильичевского порта до мыса Большой Фонтан. Потом спохватились, но уже было поздно. Начали засыпать этот карьер, но безрезультатно. До сегодняшнего дня он оказывает негативное влияние на проиходящие процессы.

Именно эти факторы, в совокупности с активным строительством нового жилого комплекса, и спровоцировали оползень в районе Мемориального парка героической обороны Одессы 411-й батареи.

Но если здесь нашли виновника обвала и заставили попытаться решить проблему, то ситуация в районе санатория «Одесса», на 16-й станции Большого Фонтана, так и не решена. Склон в аварийном состоянии. В 2014 и 2016 годах здесь уже происходили обвалы грунта. Судя по пугающим трещинам, новый оползень возможен в любой момент. В мэрии разводят руками —  в любую минуту может случиться обвал, поскольку большой массив известняка отделяется от скалы. Сама же скальная часть известняка практически все время находится на лессовых грунтах, на глине, которая подмывается морем. Эти процессы требуют и серьезного финансового вмешательства с научным подходом. «Даже если из города полностью убрать водопровод и запретить людям пользоваться водой, город все равно будет подтоплен, потому что здания, дороги, асфальт перекрывают испарение, и вода под ними накапливается», — отметил эксперт по вопросам берегозащиты Юрий Верба. Одесса нуждается в комплексной берегозащите с учетом кардинально измененного городского ландшафта. Ведь с каждым оползнем понемногу тает территория города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

От «Теплых кредитов» пока не отказываются

Кабинет Министров рассматривает возможность добавить в проект бюджета на 2021 год расходы на программу «Теплые кредиты».

Честь, достоинство и интеллект: ко Дню рождения одесского Герцога

Сегодня исполнилось 254 года со Дня рождения самого одесского герцога, заслуженно ставшего символом нашего города.

Программа медицинских гарантий: что нового

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) — правительственный орган управления, ответственный за внедрение и соблюдение финансовых гарантий медицинского обслуживания населения —на определенных этапах реформы системы здравоохранения информирует о состоянии дел. На днях состоялась онлайн пресс-конференция, тематика которой касалась реализации второго этапа реформирования конкретно в Южном регионе страны.

Новые бланки водительских удостоверений

Как сообщили в региональном сервисном центре МВД в Одесской области, Кабинет Министров Украины утвердил новые бланки водительских удостоверений и свидетельства о регистрации транспортного средства, они полностью адаптированы к международным требованиям.