Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Первое столетие Одессы: канавы, балки и мосты

    Еще задолго до присвоения окрестностям турецкого Хаджибея статуса города, поперек Карантинной балки существовал деревянный мост для сообщения города с крепостью. Этот мост использовался в начале строительства города для подвоза товаров.

    Так как конструкции моста были не особо надежными, а пропускная способность не подходила для увеличившихся товарных обозов, в 1809 году на месте турецкого, появился первый уже одесский деревянный мост через Карантинную балку, построенный под надзором архитектора Фрапполи, который объединил ее откосы в районе проходящего Херсонского тракта в порт, и обеспечил дорогу через нынешнюю территорию городского сада, по Ланжероновскому спуску и в крепость по Карантинному спуску.

    В строящейся, совсем юной Одессе, для отвода дождевой воды существовали балки и овраги, улицы пестрели множеством канав, наполненных водой после осадков. Для того, чтобы перебираться через эти каналы предприниматели сооружали деревянные мостики у своих заведений, домовладельцы у парадных входов в дома. Все эти не большие мостики были способны выдержать тяжесть груженного товарами воза и несомненно представляли весьма колоритное зрелище.

    А вот первый каменный городской мост был построен в сентябре 1810 года через Военную балку, в пересечении современных Ланжероновской и Гаванной улиц. Был он «длиной 15, шириной со стенами, 3 сажени, свод вышиной, без фундамента, 4 аршина». Просуществовал он не долго и был засыпан при повышении уровня верховий балки и последующей за этим перепланировке рельефа местности.

    Второй по счету каменный городской мост был построен через военную балку архитектором Фраполли в апреле 1812 года,  на Дерибасовской улице, у Горсада,  где сегодня стоит памятник Уточкину. Впоследствии,  этот мост покрыла гранитная брусчатка.

    Следующие каменные городские мосты появились только через 10 лет, в 1822 году, в связи с постройкой Канатного завода промышленника Новикова на правой стороне Карантинной балки. Они понадобились для сокращения пути к хлебным магазинам-складам, находящимся по другую сторону балки. В течение двух лет были возведены Новиков мост — по Почтовой улице, затем Сикардов — по Еврейской, далее Михайловский мост по Троицкой улице, мосты по Успенской и Базарной улицам, вошедшие впоследствии в состав водостока и в настоящее время, все, кроме Новикова моста, скрытые под мостовой, также, как и мост по оврагу Военного спуска. А к 1884 году под гранитные мостовые были закатаны еще 11 муниципальных мостов: Ольгиевский, сооруженный в конце улицы Ольгиевской, Институтский — у института благородных девиц, Лютеранский — в конце Лютеранского переулка, Ланга — в конце Тираспольской улицы, Прохоровский (Черепенникова) — у начала Прохоровской улицы, Всех Святых — в конце Новорыбной (Пантелеймоновской) улицы, Малый — на пересечении Костецкой и Болгарской улиц, Сенной — у Старосенной площади, Палена — у Канатной улицы, Императрицы — в начале Малого Фонтана (Французского бульвара), Ланжероновский (Крепостной) — у Ланжерона.

    Только в 1836 году появился второй сохранившийся до наших дней Сабанеев мост через Военный спуск. Большой, трехарочный, он строился целых 5 лет под руководством члена Строительного комитета, инженера А.И. Казаринова, подрядчиком Иосифом Францевичем Копше, по проекту Франца Бофо.  По результатам торгов 10 января 1829 г. был за  по проекту Боффо. Однако в процессе строительства на местности, где уже были погребены под брусчаткой два моста, проект пришлось изменить, а Боффо обвинив неправильной разработке устранили от надзора за строительством. Заканчивал строительство уже инженер Казаринов, под надзором архитектора Г.И. Гонсиоровского.

    В 1851 году началось сооружение очередного моста через Карантинную балку по улице Греческой по проекту архитектора Ф.В.Гонсиоровского с участием инженера К.Я. Маевского. Строгановский мост, названный так в честь ознаменования пятидесятилетия государственной службы генерал-губернатора Одессы графа Строганова, строился  12 лет.

    Последний из сооруженных в первое столетие мостов через Карантинную балку в Одессе и первый металлический мост, соединил две части Полицейской улицы. По предварительному проекту гражданского инженера С.А. Ландесмана и при участии инженера Е.Г. Гариса в 1890 г. было начато строительство моста из металлических конструкций. Открытие моста пришлось на 22 августа 1892 г. Назван мост в честь бывшего Генерал-губернатора края П.Е. Коцебу.

    Из всех мостов построенных в первое столетие города до нашего времени сохранились мост Новикова, Сабанеев, Строгановский, Коцебу и один полумост, Сикардов, который был построен в 1825 году одесским купцом Орловым по проекту майора Гаюи и изначально планировался как полноценный мост. Полумост Сикарда перекинут вдоль Еврейской улицы через Карантинный спуск, берущий на этой улице свое начало.

    Добавить комментарий

    Факультет судового та міжнародного права Національного університету «Одеська юридична академія»

    ФАКУЛЬТЕТ СУДОВОГО ТА МІЖНАРОДНОГО ПРАВА Національного університету «Одеська юридична академія» – протягом 27-ми років флагман та лідер вищої юридичної освіти Південного регіону. https://clx.by/fsmpnuoua ЗАПРОШУЄМО НА НАВЧАННЯ за наступними спеціальностями: БАКАЛАВРАТ D8 Право  (вступ від 150 балів); D9 Міжнародне право (вступ від 150 балів); С3 Міжнародні відносини (вступ від 150 балів); D1 Облік та оподаткування  (вступ […]

    «27 миллионов» или бюджет в минусе: одесское «Динамо» опубликовало факты о своей деятельности

    Одесская областная организация ФСТ «Динамо» Украины опубликовала детальный отчёт о своей финансовой деятельности за 2024–2025 годы,  в качестве опровержений спекуляций о «27 миллионах прибыли». Чиновники от спорта заявляют о критическом дефиците бюджета после сокращения финансирования. Организация имеет статус неприбыльной, а все поступления в 2024 году были направлены исключительно на уставную деятельность — предоставление бесплатных социальных […]

    Купить авто за криптовалюту и другие крупные покупки в эпоху цифровых активов

    Интерес к использованию криптовалют в реальной жизни уже давно вышел за рамки инвестиций и трейдинга. Все больше держателей цифровых активов задумываются: почему бы не тратить крипту так же легко, как фиатные деньги? Особенно когда речь идет о крупных покупках — машинах, недвижимости или технике. Сегодня цифровые активы можно использовать для покупки автомобиля, квартиры и даже […]

    Ресторан японської кухні: смачні страви та традиції

    Їжа у Японії — це справжнє мистецтво. Вона вражає гурманів смаком та естетикою. В ресторанах гостям пропонують різноманітні страви японської кухні. Для їхнього приготування використовуються найсвіжиші інгредієнти. У цієї статті розглянемо особливості японської кухні і розповімо, які є популярні страви. Також спробуємо відповісти на питання, чому слід відвідати суші-бар. Основи японської кухні Відмінні риси, які […]