Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Первое столетие Одессы: канавы, балки и мосты

    Еще задолго до присвоения окрестностям турецкого Хаджибея статуса города, поперек Карантинной балки существовал деревянный мост для сообщения города с крепостью. Этот мост использовался в начале строительства города для подвоза товаров.

    Так как конструкции моста были не особо надежными, а пропускная способность не подходила для увеличившихся товарных обозов, в 1809 году на месте турецкого, появился первый уже одесский деревянный мост через Карантинную балку, построенный под надзором архитектора Фрапполи, который объединил ее откосы в районе проходящего Херсонского тракта в порт, и обеспечил дорогу через нынешнюю территорию городского сада, по Ланжероновскому спуску и в крепость по Карантинному спуску.

    В строящейся, совсем юной Одессе, для отвода дождевой воды существовали балки и овраги, улицы пестрели множеством канав, наполненных водой после осадков. Для того, чтобы перебираться через эти каналы предприниматели сооружали деревянные мостики у своих заведений, домовладельцы у парадных входов в дома. Все эти не большие мостики были способны выдержать тяжесть груженного товарами воза и несомненно представляли весьма колоритное зрелище.

    А вот первый каменный городской мост был построен в сентябре 1810 года через Военную балку, в пересечении современных Ланжероновской и Гаванной улиц. Был он «длиной 15, шириной со стенами, 3 сажени, свод вышиной, без фундамента, 4 аршина». Просуществовал он не долго и был засыпан при повышении уровня верховий балки и последующей за этим перепланировке рельефа местности.

    Второй по счету каменный городской мост был построен через военную балку архитектором Фраполли в апреле 1812 года,  на Дерибасовской улице, у Горсада,  где сегодня стоит памятник Уточкину. Впоследствии,  этот мост покрыла гранитная брусчатка.

    Следующие каменные городские мосты появились только через 10 лет, в 1822 году, в связи с постройкой Канатного завода промышленника Новикова на правой стороне Карантинной балки. Они понадобились для сокращения пути к хлебным магазинам-складам, находящимся по другую сторону балки. В течение двух лет были возведены Новиков мост — по Почтовой улице, затем Сикардов — по Еврейской, далее Михайловский мост по Троицкой улице, мосты по Успенской и Базарной улицам, вошедшие впоследствии в состав водостока и в настоящее время, все, кроме Новикова моста, скрытые под мостовой, также, как и мост по оврагу Военного спуска. А к 1884 году под гранитные мостовые были закатаны еще 11 муниципальных мостов: Ольгиевский, сооруженный в конце улицы Ольгиевской, Институтский — у института благородных девиц, Лютеранский — в конце Лютеранского переулка, Ланга — в конце Тираспольской улицы, Прохоровский (Черепенникова) — у начала Прохоровской улицы, Всех Святых — в конце Новорыбной (Пантелеймоновской) улицы, Малый — на пересечении Костецкой и Болгарской улиц, Сенной — у Старосенной площади, Палена — у Канатной улицы, Императрицы — в начале Малого Фонтана (Французского бульвара), Ланжероновский (Крепостной) — у Ланжерона.

    Только в 1836 году появился второй сохранившийся до наших дней Сабанеев мост через Военный спуск. Большой, трехарочный, он строился целых 5 лет под руководством члена Строительного комитета, инженера А.И. Казаринова, подрядчиком Иосифом Францевичем Копше, по проекту Франца Бофо.  По результатам торгов 10 января 1829 г. был за  по проекту Боффо. Однако в процессе строительства на местности, где уже были погребены под брусчаткой два моста, проект пришлось изменить, а Боффо обвинив неправильной разработке устранили от надзора за строительством. Заканчивал строительство уже инженер Казаринов, под надзором архитектора Г.И. Гонсиоровского.

    В 1851 году началось сооружение очередного моста через Карантинную балку по улице Греческой по проекту архитектора Ф.В.Гонсиоровского с участием инженера К.Я. Маевского. Строгановский мост, названный так в честь ознаменования пятидесятилетия государственной службы генерал-губернатора Одессы графа Строганова, строился  12 лет.

    Последний из сооруженных в первое столетие мостов через Карантинную балку в Одессе и первый металлический мост, соединил две части Полицейской улицы. По предварительному проекту гражданского инженера С.А. Ландесмана и при участии инженера Е.Г. Гариса в 1890 г. было начато строительство моста из металлических конструкций. Открытие моста пришлось на 22 августа 1892 г. Назван мост в честь бывшего Генерал-губернатора края П.Е. Коцебу.

    Из всех мостов построенных в первое столетие города до нашего времени сохранились мост Новикова, Сабанеев, Строгановский, Коцебу и один полумост, Сикардов, который был построен в 1825 году одесским купцом Орловым по проекту майора Гаюи и изначально планировался как полноценный мост. Полумост Сикарда перекинут вдоль Еврейской улицы через Карантинный спуск, берущий на этой улице свое начало.

    Добавить комментарий

    Тонирование фар пленкой: преимущества и недостатки

    Оклейка фар пленкой становится все популярнее среди владельцев авто. Рассказываем, зачем она нужна, а также какие есть плюсы и минусы  у процедуры, чтобы вам было легче принять решение касательно тюнинга авто.  Тонирование фар пленкой из полиуретана обеспечивает защиту оптики от механических повреждений, таких как сколы и царапины, и воздействия ультрафиолета. Однако, в отличие от прозрачной […]

    ТОП 10 лучших электромобилей для покупки в 2024

    Электрокары завоевывают все больше сторонников. Экологические соображения, а также все более жесткие нормы выбросов могут подтолкнуть людей к их покупке. Однако определить лучший электромобиль в 2024 году может быть непросто, ведь каждый из них по-своему хорош. В этом списке все автомобили заслуживают внимания, а купить авто из списка или другие качественные электромобили https://atl.ua/autosale/elektromobili рекомендуем в ATL. Рейтинг электромобилей 2024 […]

    Для чего предназначена ручная ленточная пила для разделки туш?

    В процессе убоя КРС и свиней и последующей обработки сырья часто возникает необходимость разделения туш на полутуши или разрезания больших кусков мяса, в том числе с костями либо замороженного, на более мелкие. Для таких операций предназначена пила для распиловки туш, цена на которую приведена в каталоге компании Розфуд. Этот эргономичный инструмент с мощным электромотором и высокой производительностью […]

    Моторное масло 0W20: незаменимый элемент для вашего автомобиля

    Моторное масло 0W20 – это не просто жидкость, а важный компонент, обеспечивающий стабильную работу двигателя. Это масло для двигателя обладает уникальной вязкостью, что делает его особенно подходящим для использования в холодных климатических условиях. Оно обеспечивает легкий запуск двигателя при низких температурах, снижает трение и износ деталей, а также способствует более эффективному расходу топлива. Моторное масло […]